Инклюзивное образование

Что такое инклюзивное образование?

Вопросы создания равных возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране стали практически решаться в последние годы.

С принятием нового закона об образовании инклюзивное образование получило необходимую законодательную базу.

Инклюзивное образование в законе определяется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Следовательно, образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья теперь может быть организовано не только в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, но и совместно с другими обучающимися общеобразовательных организаций.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

Безбарьерная или универсальная среда позволяет всем людям, включая людей с инвалидностью, пользоваться окружающим пространством независимо от чьей-либо помощи, это возможность для людей с инвалидностью участвовать в общественной, производственной, культурной и спортивной сферах жизни страны, получить достойное образование и квалифицированную работу, вести полноценную и насыщенную жизнь.

Основные принципы безбарьерной среды: равенство, уважение особенностей, функциональность.

Для развития безбарьерной среды необходимо сочетание двух компонентов:

  1. Преодоление стереотипов мышления
  2. Устранение механических, информационных, операционных и поведенческих барьеров

В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т.д.).

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

Восемь принципов инклюзивного образования:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  • Каждый человек способен чувствовать и думать.
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  • Все люди нуждаются друг в друге.
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.


Инклюзивное образование в Нижневартовске

Базовые образовательные организации для реализации образовательных программ общего образования, обеспечивающих совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих нарушений развития:

  • МБОУ ДСКВ № 17 "Ладушки", МБОУ "СОШ № 12", МБОУ "СОШ № 25": организация инклюзивного образования детей с ОВЗ с нарушением зрения.
  • МБОУ ДСКВ № 44 "Золотой ключик", МБОУ "СОШ № 29", МБОУ "СОШ № 42": организация инклюзивного образования детей с ОВЗ с нарушением опорно-двигательного аппарата.
  • МБОУ "СОШ № 1", МБОУ "СОШ № 8", МБОУ "СОШ № 14": организация обучения детей с ОВЗ с задержкой психического развития.
  • МБОУ "СОШ № 3", МБОУ "СОШ № 6", МБОУ "СОШ № 15": организация обучения детей с ОВЗ в классах компенсирующего обучения.

(На основании приказа департамента образования администрации города от 23.04.2013 №200 «Об определении базовых учреждений для реализации образовательных программ общего образования, обеспечивающих совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих нарушений развития»)

Для реализации инклюзивного образования открыты:

  • 90 групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи;
  • 12 групп компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения;
  • 27 групп компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития;
  • 1 группа компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью;
  • 15 групп для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • 10 групп для детей с бронхолёгочной патологией и аллергическими реакциями;
  • 12 групп для детей с невротическими реакциями;
  • 12 групп для детей гастропатологией и эндокринными заболеваниями;
  • 3 класса компенсирующего обучения в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 15»;
  • 2 коррекционных класса VII вида для детей с задержкой психического развития на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 14» и 1 класс в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 8»;
  • на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 29» продолжается реализация проекта «Школа дистанционной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья».

Образование и воспитание

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов осуществляется в соответствии с основными общеобразовательными программами и программами коррекционной направленности, разработанными дошкольными образовательными учреждениями, с учётом особенностей обучения и развития детей-инвалидов, посещающих данное учреждение. Образовательные области этих программ адаптированы к потребностям и интересам детей-инвалидов. В системе общего образования созданы необходимые условия не только для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, но и социальной адаптации и сохранения здоровья. Для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения, организуется обучение на дому. На базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 29» («Школа дистанционной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья») продолжает работу кабинет дистанционного обучения. Обучающиеся не только получают образование, но и участвуют во всех внеклассных мероприятиях, проводимых в общеобразовательных учреждениях.  Для создания максимально возможных условий для улучшения жизни детей-инвалидов и формирования в общественном сознании отношения к ним как к равным членам общества в городе проводятся мероприятия, направленные на выявление и развитие одаренности детей данной категории.

Ежегодно дети данной категории принимают участие в следующих конкурсах:

  • конкурс детских плакатов, рисунков, компьютерных презентаций «Народы нашего города»;
  • конкурс творческих работ обучающихся и воспитанников образовательных учреждений города «Экологические зарисовки», посвящённый Году охраны окружающей среды;
  • конкурс школьных проектов, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации.

В каникулярный период дети-инвалиды посещают лагеря с дневным пребыванием детей на базе образовательных учреждений, в том числе в заочном отряде для детей с ограниченными возможностями здоровья (МБОУ «СОШ № 29»), который работает по индивидуальному плану. В программе лагеря используются интернет-ресурсы. Дети приглашаются и на массовые мероприятия.

Образовательные учреждения обеспечивают равный доступ ко всем видам услуг для обучающихся детей-инвалидов:

  • консультирование педагогами-психологами по различным вопросам: «Психологическая подготовка к сдаче экзаменов», «Щадящий режим Вашего ребенка», «Эмоциональное здоровье Вашего ребенка» и др.;
  • консультирование социальными педагогами по вопросам льгот и социальных гарантий;
  • консультирование с приглашением специалистов Центра «Кардея» по вопросам получения льгот лицами с ограниченными возможностями;
  • информация для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) размещается на сайтах образовательных учреждений.

Таким образом, в системе образования города началось поэтапное внедрение инклюзивного образования.

Универсальная безбарьерная среда в образовательных организациях

В рамках осуществления оздоровительной деятельности в детских садах и школах функционируют:

  • кабинеты водолечения (жемчужные ванны, душ Шарко, циркулярный);
  • массажные кабинеты;
  • озокеритопарафинолечения;
  • «БОС-здоровье» (ортопедический, опорно-двигательный, логотерапевтический);
  • аквакомнаты;
  • бассейны;
  • физиотерапии;
  • залы ЛФК;
  • залы сухого бассейна.

В дошкольных образовательных учреждениях города для успешного освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной общеобразовательной программы используются программные продукты: программа «СИРС» – система интенсивного развития способностей, офтальмологические программы на развитие ориентировки в пространстве, коррекционно-развивающие и логотерапевтические комплексы, программы обучения диафрагмальному дыханию «Волна», компьютерные программы интенсивного развития речи и т.д.

Для обеспечения положительной динамики состояния здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях имеется современное оборудование (медицинские аппараты «Амблиоптренер», «Макулостимулятор», деревянная панель – лабиринт «Рисуем ногами», комплект мультимедийного оборудования для логотерапевтического комплекса, электронный аппарат для мониторинга антропометрических данных «КМД-3 «Здоровый ребёнок», специальное оборудование для образовательного процесса детей с гастропатологией и эндокринными заболеваниями и др.).

В школах и детских садах для создания универсальной безбарьерной среды приобретены:

  • комплекты специальной ученической мебели для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (стулья ортопедические, стулья и столы ученические, регулируемые для инвалидов-колясочников);
  • тактильные таблички с наименованием помещений здания;
  • знаки для оборудования зон инклюзивного образования.

Перспективы

Вопрос реализации инклюзивного образования в образовательных организациях рассматривался на рабочем совещании при заместителе главы администрации города по социальной и молодежной политике. Было принято решение о включении мероприятий в части создания доступной среды в муниципальные программы.

Подготовлен проект распоряжения, разработана дорожная карта по внедрению инклюзивного образования в образовательные организации города. Составлен план организации универсальной безбарьерной среды в 7 школах города до 2016 года.

Повысили свой профессиональный уровень по вопросам организации интегрированного инклюзивного обучения 22 специалиста школ города, обеспечивающих совместное обучение детей особой категории и детей, не имеющих нарушения развития.

Для создания доступной среды образовательными организациями приобретены комплекты специальной ученической мебели для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, тактильные таблички с наименованием помещений здания, знаки для оборудования зон инклюзивного образования для детей с нарушением зрения. В рамках государственной программы «Доступная среда» осуществляется комплекс мероприятий по дооборудованию образовательных организаций.


Нормативная документация:


Полезные ресурсы: